Считать, что советский период - это "черная дыра", значит роптать на Промысл Божий

Диакон Владимир Василик солидарен с отцом Всеволодом Чаплиным, считающим, что СССР нельзя оценивать исключительно негативно …

Как сообщалось, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что он не согласен с исключительно негативной оценкой советского прошлого. «Одна из целей, которую будет преследовать Всемирный русский народный собор, это оценка советского периода нашей истории, в котором было очень много хорошего. Я не согласен с теми, кто утверждает, что советский период является черной полосой», - сказал священник.

Прокомментировать слова отца Всеволода Чаплина и выразить свое отношение к советской эпохе мы попросили нашего постоянного автора, доцента исторического факультета СПбГУ, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика.

Я поддерживаю заявление протоиерея Всеволода Чаплина по поводу советского периода. Считать, что советский период - это «черная дыра», значит роптать на Промысл Божий, который нам этот период даровал. Даже с чисто исторической точки зрения в истории не бывает «черных дыр» - совершенно провальных периодов. Бывают провалы, но бывают и достижения. Это относится к темным векам византийской истории, к векам, которые предшествовали архаическому периоду и «греческому чуду».

Тем более нельзя назвать «темным провалом» советский период, который, без преувеличения, явился великим периодом в жизни России. С одной стороны, это период трагический - разгул безбожия, уничтожение храмов, расстрелы священнослужителей. С другой стороны, это время мученичества, Собора новомучеников и исповедников российских и множества дивных святых, которые принадлежат к советскому периоду. Нельзя говорить, что это всего лишь наследие дореволюционного периода, тем более, что многие из них приняли рукоположение в советский период. Это все равно, что Церкви отрекаться от доникейского периода.

Советский период - это не только провалы. Если сравнить советский период с эпохой серебряного века, то по многим характеристикам, особенно, если мы будет отсчитывать с 1930-х годов, советский период выглядит в духовно-нравственном плане чище и целомудренней. Целый ряд позорных явлений, бывших в Российской Империи, например, легализованная проституция, был в советскую эпоху невозможен. Все-таки пуританская мораль советского времени: идеи аскетизма, равенства и взаимопомощи не были лицемерием, не были пустым звуком для миллионов наших сограждан. Конечно, они базировались, несмотря на революционную катастрофу, на евангельской нравственности, глубоко укорененной в сердцах наших прадедов, дедов и отцов.

Благодаря своему нравственному потенциалу советское общество смогло победить в страшной Великой Отечественной войне. Вдумаемся, сокровенная теплота патриотизма, которая и решила все, оказалась в советскую эпоху на порядок выше, чем, к сожалению, в предреволюционной России. Достаточно сравнить 19 миллионов добровольцев во время Великой Отечественной войны с миллионами беглецов с фронта в 1917 году. Царская Россия с самого начала воевала в достаточно благоприятной ситуации, со вторым фронтом. Советский Союз большую часть Великой Отечественной войны провоевал без значительной, реальной помощи союзников. И, тем не менее, диаметрально противоположные результаты.

Советский период - это небывалый взлет научно-технической мысли и за ним небывалое торжество русского духа и русского человека. Победа над Германией в том числе, - это и победа русского научно-технического гения и русского труда. Это и полет в космос.

Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин,
Каким по счету будешь ты?

Советское общество показало путь разрешения национального вопроса во всемирном братстве. К сожалению, это братство опиралось на неверные духовные онтологические основы, поэтому оказалось беспомощным перед проповедью воинствующего капиталистического материализма и перед проповедью пещерного русофобского национализма. Однако следует отметить, что Советский Союз не распался, а его ликвидировала переродившаяся верхушка, поддавшаяся соблазну приватизации и сладкой жизни. За этот соблазн мы все расплачиваемся уже 20 лет.

По поводу Сталина. Я уже в свое время выдал свою формулу и не намерен от нее отрекаться. Для меня Иосиф Виссарионович Сталин одновременно Диоклетиан и Константин: убийца русского народа и его спаситель.

В своем неоднозначном отношении к Сталину я не одинок. Неоднозначно к нему относится и мой старший коллега, уважаемый Михаил Иванович Фролов, ветеран войны, доктор исторических наук, один из наиболее компетентных историков блокады Ленинграда. Репрессии оправдать невозможно, но понять их можно. 1937 год для меня представляет некую тайну. Это и тайна народного страдания, тайна беззакония, но и тайна Промысла Божия.
http://ruskline.livejournal.com/3202524.html